Бодрова Оксана Николаевна Немного о себе>>>
Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.
Психология памяти имеет широкое практическое применение. Трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создание новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познавательных способностей без учёта закономерностей памяти.
Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала : мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память; другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала : образная (зрительная, слуховая обонятельная) ,словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память; по характеру цели деятельности (участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала) делят на произвольную и непроизвольную.
Запоминание всегда избирательно. Запоминается не всё, что воздействует на органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.
Непроизвольное запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед собой специальной мнемической задачи ( на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Большое значение для непроизвольного запоминания играет заинтересованность человека в изучаемом материале и личная мотивация. Человек запоминает, то что ему интересно и связанно с его профессиональной деятельностью.
Для произвольного запоминания обязательно присутствует задача, а сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок , чем несколько десятков секунд, повышая её объём. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.
Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который имеет для человека большое значение. Когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного возраста.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма , связанно такое свойство , как замещение. При переполнении ограниченного объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, забывается.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование материала в виде последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системы человека.
Если требуется зрительно запомнить мы обычно закрываем глаза и стараемся мысленно воспроизвести увиденное, по ассоциации вызвать у себя определённую реакцию, способствующую активизации и интегрированию процессов , служащих запоминанию и воспроизведению.
В зависимости, какая память доминирующая необходимо применять соответствующие приёмы запоминания материала. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал ,обязательно должен его прочесть так как при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
Общие обзоры развития детской психики содержаться в различных работах по возрастной психологии Божович Л.И., Болконского Д. Б, Смирнова А. А..Подробно исследовал возрастные изменения памяти Леонтьев А.Н.
Дети младшего дошкольного возраста запоминают механически – повторение, чем больше число повторений, тем крепче ассоциации. С возрастом механическая память уступает место логической памяти.
В дошкольном возрасте у детей особую роль в развитие непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребёнка на различные стороны объектов, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит , когда взрослый побуждает ребёнка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре , в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, сочинении сказок, т.е. ставит цель «Вспомни!» Ребёнок должен понимать, зачем нужно запомнить. Развитие произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создаёт игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели.
В исследованиях Истоминой З.М. было отмечено, что первое произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте .
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) совершенствуется переход от непроизвольного запоминания к начальному этапу произвольного запоминания и припоминания. Наиболее благоприятным условием становиться возможным и усвоение детьми действий смыслового запоминания , такое усвоение происходит в условиях специального запоминания: не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций, например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.
Психологами было установлено, что большая часть детей к 6 годам успешно используют самоконтроль при запоминании. Это очень важно для успешного овладения учебной деятельностью.
Несмотря на существенные достижения во владении произвольным запоминанием господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остаётся непроизвольная образная и зрительная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда возникают задачи или это требует взрослый. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода.