Рогожина Ирина Леонидовна
Развитие памяти при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Как известно, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
« -Давай выучим стишок к празднику! – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают , какой сложный процесс они при этом запускают. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием мнемотехника ( от греческого слова мнемо – память). Мнемоника или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например команду – запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается « наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства - сенсорные эталоны, различные символы и знаки ( прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. При работе с детьми, с нарушениями речи, мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило , у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с речевыми нарушениями интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память. У детской памяти удивительное свойство -исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Правильная организация обучения детей с нарушенной речью - очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений - вопрос, имеющий практическое значение. На протяжении последних лет, мною отрабатывалась педагогическая технология по использованию мнемотехники, для разучивания стихотворений с детьми посещающих логопедическую группу.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу - базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.
3. Развивает образное мышление, творческие способности, зрительную память.
Отличительные особенности технологии: 1.Имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование. 2. Приемы запоминания индивидуализированы. 3.Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание. 4. Введено понятие – навык запоминания - и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Цель технологии: Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять этой информацией, изображать услышанное, читать(вербализировать) рисунки.
Принцип технологии: Реализация коммуникативно-деятельного, личностно- ориентированного подходов в процессе дошкольного воспитания.
Ведущая идея технологии: Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с ОНР путем осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребенок может проникнуть в кладовые долговременной памяти.
Режим занятий: Интерактивный, диалоговый, творческий, демократичный (Выстраиваются партнерские отношения между педагогом и дошкольником).
Предмет обучения и изучения: Запоминание поэтического текста.
Новизна: Использование в комплексе апробированных творческих методов и приемов при запоминании и воспроизведении поэтического текста с детьми с ОНР.
Оптимальность: Достигаются наилучшие результаты в работе с детьми при использовании творческих методов и приемов.
Апробированность: Технология апробирована с 2006 года по настоящее время на базе ГБДОУ№100 Центрального района города СПб.
Перспективность: Возможность использования технологии родителями, воспитателями, логопедами, психологами ГБДОУ.
Результативность: Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока, таким образом, «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребенку достаточно 10-15 минут для заучивания стихотворений из 3-4х четверостиший.
Использование данной технологий в работе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:
1.В первый год я использовала при заучивании стихотворений традиционный метод, где часто использовала принцип «повторение- мать ученья».
2.Во второй год взяла опорные картинки к выбранному стихотворению на каждую строчку. Картинки были яркими, узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляла на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводили стихотворение по опорным картинкам
Как известно, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
« -Давай выучим стишок к празднику! – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают , какой сложный процесс они при этом запускают. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием мнемотехника ( от греческого слова мнемо – память). Мнемоника или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например команду – запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается « наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства - сенсорные эталоны, различные символы и знаки ( прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. При работе с детьми, с нарушениями речи, мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило , у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с речевыми нарушениями интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память. У детской памяти удивительное свойство -исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Правильная организация обучения детей с нарушенной речью - очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений - вопрос, имеющий практическое значение. На протяжении последних лет, мною отрабатывалась педагогическая технология по использованию мнемотехники, для разучивания стихотворений с детьми посещающих логопедическую группу.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу - базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.
3. Развивает образное мышление, творческие способности, зрительную память.
Отличительные особенности технологии: 1.Имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование. 2. Приемы запоминания индивидуализированы. 3.Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание. 4. Введено понятие – навык запоминания - и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Цель технологии: Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять этой информацией, изображать услышанное, читать(вербализировать) рисунки.
Принцип технологии: Реализация коммуникативно-деятельного, личностно- ориентированного подходов в процессе дошкольного воспитания.
Ведущая идея технологии: Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с ОНР путем осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребенок может проникнуть в кладовые долговременной памяти.
Режим занятий: Интерактивный, диалоговый, творческий, демократичный (Выстраиваются партнерские отношения между педагогом и дошкольником).
Предмет обучения и изучения: Запоминание поэтического текста.
Новизна: Использование в комплексе апробированных творческих методов и приемов при запоминании и воспроизведении поэтического текста с детьми с ОНР.
Оптимальность: Достигаются наилучшие результаты в работе с детьми при использовании творческих методов и приемов.
Апробированность: Технология апробирована с 2006 года по настоящее время на базе ГБДОУ№100 Центрального района города СПб.
Перспективность: Возможность использования технологии родителями, воспитателями, логопедами, психологами ГБДОУ.
Результативность: Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока, таким образом, «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребенку достаточно 10-15 минут для заучивания стихотворений из 3-4х четверостиший.
Использование данной технологий в работе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:
1.В первый год я использовала при заучивании стихотворений традиционный метод, где часто использовала принцип «повторение- мать ученья».
2.Во второй год взяла опорные картинки к выбранному стихотворению на каждую строчку. Картинки были яркими, узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляла на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводили стихотворение по опорным картинкам