Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 Советы логопеда (для заботливых родителей) Составитель: Содномова Д.Х.

ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (в летний  и зимний периоды)

Методическая разработка.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на 
тему: «Звук и буква А».

Цель: познакомить со звуком (А), закрепить понятие «гласный звук».

Задачи:

  1. Продолжать учить выделять гласный звук [А] из состава слогов, слов и предложений, и обозначать его буквой; автоматизировать звук [А] в слогах, словах, предложениях.
  2. Развивать мышление, внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, фонематический слух и восприятие.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: картинки на заданный звук, кукла, схемы звукового анализа и предложения, карандаши, рабочие тетради.

Ход:

1. Организационный момент: Фонетическая зарядка.

-Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А – а-а…)

-Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)

-С какого звука начинаются слова: аист, адрес, арбуз, абрикос, азбука, аквариум?

Везде мы произносим звук (А).

2. Сообщение темы занятия:

     Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком (А) и учиться его правильно произносить. А как же получается звук (а), как мы его с вами произносим?

Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук (а)– горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, он не встречает преграды.  Звук (а) – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом - красным квадратом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном вагончике.

Сегодня мы будем с вами много произносить слов со звуком (А).

3. Игра «Доскажи словечко»

Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк... вместо морковка. Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно : луковк..., редиск..., малин.., картошк.., земляник..., клубник...

4. Есть много слов, в которых звук (А) находится не в начале, не в конце, а прячется в середине слова. Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук (А):

Лу-у-ук, лак, мак, бок, бак, сом, сам, ток, так.

5. Игра «Один и много»

-Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе. (например : окно - окна)

Дом - дома; Лицо - лица; Поезд – поезда;

Стекло – стекла; Рог - рога; Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята; Доктор - доктора;

Ребенок – ребята ;Котёнок - котята;

Ведро - ведра; Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца; Слонёнок – слонята.

6. Игровое упражнение «Кто больше?»

1. Придумайте слова, в которых звук (А) был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

7. Физминутка

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону)

Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой)

Шагни правой ногой, шагни левой ногой,

вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

8. Игра «Закончи предложение словом со звуком (А)»

На поле расцвел...

Грызет орешки...

Мы купили круглый...

На крыше дома свил гнездо...

9. Знакомство с понятиями: звук (а) и буква «А»

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

или

А – начало алфавита.

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

10. Звуковой анализ слова: АИСТ

11. Составление предложения: Папа купил большой арбуз.

12. Подведение итогов.