Главная » Файлы » Педагоги |
[ Скачать с сервера (16.5 Kb) ] | 15 Ноября 2016, 22:43 |
Автор: Брежнева Н.А.
Речевые группы предназначены для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, нарушения фонематических процессов, фонематического восприятия, грамматического строя языка. На различных этапах работы с детьми надо развивать произвольное внимание, память, мыслительные операции, операции сравнения и вывода, формировать артикуляционные умения и навыки. Главная задача – улучшение фонетического восприятия, формирование у детей функции фонематического анализа и синтеза. Только на базе всего выше перечисленного можно перейти к работе по формированию звукопроизношения. На наш взгляд целесообразно использование загадок. Ведь загадки органично вплетаются в любую деятельность, при изучении любой лексической темы. Дети легко их понимают, запоминают, употребляют. Работа над загадками в логопедических занятиях разбита на этапы от простого к сложному. К концу года дети достигают такого уровня, когда они могут самостоятельно составлять, сочинять загадки. Результаты работы над загадками очень хорошие. Дети овладевают большим количеством загадок по каждой теме, умеют сами фантазировать, сочинять загадки, употребляя новые слова, правильно выстраивая предложения. Звукопроизношение формируется, и звуки автоматизируется тоже благодаря использованию большого количества загадок. Дети имеют возможность в игровой форме отрабатывать и дифференцировать звуки на базе загадок. Загадки несут в себе большой познавательный смысл, они лаконичны по содержанию, ритмичны, небольшие по размеру, поэтому дети легко их заучивают и с удовольствием рассказывают и загадывают друг другу. Загадки развивают интеллект ребенка, помогают проводить коррекцию психологических процессов: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления. Поэтому необходимо уделять большое внимание загадкам в своей работе, так как эта работа позволяет решить многие вопросы, которые первоначально стоят перед логопедом. На начальном этапе целесообразно использовать простые загадки, чтобы увидеть насколько дети могут понять загадку, догадаться, о чем идет речь в абстрактном тексте и перенести этот смысл на конкретную отгадку. Все загадки следует подбирать по темам. В этом может помочь картотека, например, если тема «Осень», то и загадки будут об осени, осеннем лесе, изменениях в природе и т.д. Это помогает детям усвоить знания о тех или иных явлениях, предметах окружающего мира, пополнить свой словарный запас. Подготовительную работу ведут воспитатели в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи. Дети получают и пополняют свои знания об окружающем мире, поэтому им не составляет труда рассказать о том или ином времени, используя весь накопленный багаж знаний. Когда завершена подготовительная работа, следует более сложный этап. Дети задумывают какое-то время года, описывают его, охватывая как можно больше признаков. В конце описания задается вопрос: «Когда это бывает?» Чтобы было интереснее, ребята рассказывают обо всех временах года, перечисляя ряд признаков того или иного конкретного задуманного времени года, как бы запутывают других детей. Дети думают, отвечают, называют соответствующее время года и рассказывают, почему они так думают. Заучивание наизусть стихотворных загадок не составляет, обычно, для детей особого труда. Ребята учат загадки с удовольствием. Они привыкают к тому, что к каждой теме даются загадки и всегда стараются выучить их быстро, так как знают, что их знания пригодятся в различных видах деятельности. Итак, первое знакомство с загадкой произошло. Следующий этап – загадки по той же теме, но текст загадки абстрактный. Возможно, даже живые предметы в загадке представлены одушевленными. Вначале детям трудно отгадывать такие загадки, так как абстрактное мышление развито недостаточно. Но со временем дети осваивают и этот вид работы. Далее следует перейти к самостоятельному составлению детьми загадок по образцу с использованием моделирования. В модели отмечаются опорные моменты, используя которые ребенок может сам составить загадку описательного характера. Например, по теме «Животные» в первой части модели может быть изображено место, где живет животное. Из этого ребенок делает вывод: дикое или домашнее. Далее изображен цвет, какой имеет это животное, затем – что у него есть, в последней части – чем питается. В конце перечисления всех признаков и черт, свойственных данному животному, дети спрашивают: «Кто это?». Эта модель помогает ребенку составить рассказ о животном в определенном порядке и приучает ребенка к рассказу по плану. После того, как дети начинают свободно ориентироваться в этой модели, самостоятельно рассказывать о животных, используя моделирование, можно перейти к следующему этапу: составление загадок-рассказов о задуманном животном самостоятельно, не пользуясь пособием. План этот уже отработан, и дети запомнили, в каком порядке рассказывать о животном. В следующий этап мы включили отгадывание названия предмета, который спрятан. По различным правильно заданным вопросам дети догадываются, какой предмет спрятан. (Игра «Да или нет») Для определения названия спрятанного предмета дети задают вопросы о форме, цвете, размере; чтобы разнообразить, надо подключить все чувства ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; задавать вопросы, используя эти чувства. Чтобы помочь ребятам сориентироваться в новой игре, можно давать образцы вопросов, затем дети быстро понимают, суть игры и могут сами добавлять все новые и новые вопросы. Следующая игра направлена на то, чтобы по опорным вопросам описать задуманный предмет, а дети просто отгадывают название предмета. Один ребенок описывает – все остальные отгадывают. Предлагаются следующие вопросы: какой по цвету? какой по форме? какой на ощупь? какого качества? чем пахнет? для чего используют? Сначала детям надо напоминать вопросы для более полного описания предмета, но постепенно они понимают, как это надо делать; если и допускают ошибки, то обычно, лишь в порядке их постановки. Ребятам интересны задания такого рода, так как они могут задумать любой предмет, и им кажется, что загадку отгадать невозможно, что только загадывающий знает правильный ответ. Эти задания могут быть ещё и смешными, так как некоторые дети спешат назвать отгадку. При автоматизации звуков загадки играют важную роль в работе логопеда. Загадки подбираются на нужный звук, который чаще всего встречается в данной загадке, таким образом, закрепляя его и вводя в свободную речь. Также подбираются и отгадки по звукам. Такая работа помогает обогатить словарный запас, развить логическое мышление, автоматизировать звуки, работать над их дифференциацией, развивать фантазию, прививать интерес к сочинительству. | |
Просмотров: 1903 | Загрузок: 161 | |
Всего комментариев: 0 | |