Автор Волкова Ю.В.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптация является активным процессом приводящим к:
- позитивным результатам (адаптированность)
- негативным (стресс)
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1) Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3) Тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются привычки: грызение ногтей, сосание пальцев и др.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту). Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни находится в состоянии стресса. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Уровни адаптации:
- Физиологический
- Психологический
Физиологический уровень (надо привыкнуть)
- невозможности уединения;
- новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
- к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды) ;
- необходимости самоограничений.
Психологический (предстоит привыкнуть)
- большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- необходимости отстаивать свое личное пространство;
- к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…);
- необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
- самостоятельно есть разнообразную пищу
- своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на горшок
- мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком
- перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения
- с персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
- поиграйте с малышом в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться с другими малышами, как весело они могут играть. Во время игры не забывайте про режим, покажите как любимая игрушка в садике кушает, ложится спать, садится на горшок.
- при малыше нельзя обсуждать проблемы детского сада.
- чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально): в течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа
- в течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты: выход на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обед и постепенное оставание на сон)
- полная адаптация – 10-12 недель.
Советы родителям для вновь поступившего малыша в группу младшего возраста.
- О первом приходе договорится с воспитателем группы, придя заранее в группу за несколько дней до начала посещения малышом детского учреждения. Педагоги подскажут вам время прихода, чтобы смягчить впечатления и не травмировать плачем других детей при расставании с родителями вашего малыша.
- В первые дни ребенок должен находиться в саду небольшое количество времени 1-2 часа или как Вам скажут педагоги наблюдая за малышом. Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоиться, если войдете когда он плачет у него сформируется условный рефлекс, что стоит ему заплакать или погромче закричать и мама сразу же появиться.
- Придумайте ритуал – прощания или приветствия (пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра). Эти простые мелочи позволят малышу понять, что «мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».
- малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.
- Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. После прогулки он может вернуться в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день. Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы
- Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома;
- Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов;
- В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами; создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия; перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Ни в коем случае не угрожайте чаду детским садом, например, за непослушание. Ребенок должен принимать сад, как место интересного общения и обучения. По утрам когда собираетесь в дет сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его и целуйте. |