Главная » Файлы » Педагоги |
[ Скачать с сервера (39.5 Kb) ] | 16 Февраля 2017, 17:21 |
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Б.Г. Ананьев, Е.Н. Герасимова и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности». Самостоятельность не дается человеку от рождения, а формируется по мере взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже на пятом-шестом месяце малыш пытается достать игрушку, садится. К концу первого года жизни – стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. На третьем году жизни ребенок стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе «Я сам!». Но что он умеет выполнять самостоятельно? Для ребенка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
Истоки самостоятельности напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания. Самообслуживание – это основной вид труда ребенка раннего возраста. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает ребенка к систематическому труду. В процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных вопросов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Для приобретения этих навыков прежде всего нужно создать необходимые условия: приспособить к росту ребенка крючок для полотенца, удобная одежда для одевания и т.д. Но этих условий не достаточно, необходимо правильно руководить действиями ребенка. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Показ нужно производить в несколько замедленном темпе. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать кофту, но и вывернуть ее на лицевую сторону и повесить. Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Младший дошкольный возраст – это период, который характеризуется повышенной впечатлительностью и чувствительностью ребенка к оценкам его достижений со стороны значимого взрослого. Ребенка нужно хвалить, поощрить за удачные действия, аккуратность, помощь другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Все выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому взрослым нужно быть примером для подражания. Обучение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий. Формирование навыков самообслуживания начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. При этом нельзя забывать о том, что труд должен быть интересен малышам, вызывать у них положительные эмоции (теплая вода из крана, мыло необычной формы и цвета и т.д.). В процессе обучения детей навыкам самообслуживания нельзя забывать о воспитательных задачах. Например, во время умывания продолжать приучать к аккуратности (не намочить рукава, не забрызгать одежду). Режимные моменты должны проходить в спокойной обстановке, переключение внимания с негативной ситуации на позитивную, обращение к положительному примеру и т.д. – основные приемы, которые следует использовать в работе с детьми. Основная деятельность маленьких детей – игра. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используют самые различные игрушки, организовываются с ними игры (накормить куклу, раздеть, положить спать и т.д.) Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки («Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода», «Водичка, водичка…»), художественные произведения (К.Чуковский «Мойдодыр», З.Александрова «Что взяла клади на место»). Так же действенным приемом является показ инсценировок с помощью настольного театра («как котенок умывается»). Работа с малышами по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения, так как плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому важно обращать внимание на то не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнуты ли ремешки на сандаликах и т.д. В противном случае малыш привыкнет к неряшливости и неопрятности. В организации самообслуживания детей младшего дошкольного возраста необходимо единство со стороны педагогического коллектива. Только постоянные согласованные требования помогают ребенку прочнее усвоить навыки и умения. Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослыми, вникая в объяснения. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослого.
| |
Просмотров: 4041 | Загрузок: 178 | |
Всего комментариев: 0 | |